Форум » Дискуссионные статьи » Идеология и современная культура Нью Эйдж как кризис пост-христианской цивилизации - часть 2 » Ответить

Идеология и современная культура Нью Эйдж как кризис пост-христианской цивилизации - часть 2

halina: Нью Эйдж как постмодернизм в религии: Религия-конструктор Мы уже упоминали о методе получения знаний путем откровения, который составляет основу мистики. Но в методиках интерпретации (будь то откровения духов, тексты или индивидуальный сверхъестественный опыт) присутствует одно базовое и характерное отличие Нью Эйджа от других, прежде всего традиционных религий и идеологий. Это исключительная, главенствующая роль интеллектуальных методов постмодернизма. Именно тесная связь и переплетенность с постмодернизмом позволяет говорить о взращивании в рамках этого течения нового типа мышления, противоположного традиционному. Если выше мы говорили об истоках и предпосылках идеологического течения, его содержании, базовых теориях и отвечали на вопрос "Что это?", то выявление связей с постмодернизмом больше имеет отношение к вопросу "Как это происходит?". Мозаичность структуры, эклектика, деструкция, релятивизм (относительность истины, добра и зла), широчайшее использование готовых форм (вне их смысла и исторического контекста) - вот те отличительные черты, которые позволяют определить это течение как постмодернизм в религии. Принятие постмодернистского мышления и стиля в сфере религии, идеологии или науки приводит к масштабным заимствованиям, отсылкам к традиционным текстам, научным идеям и религиозным учениям, при общем неприятии традиционных форм их существования и развития. Например - учению Христа дается положительная оценка, используются элементы идеологии, обильно цитируется и Евангелие и Ветхий завет, но соответствующая система ценностей замалчивается, роль Церкви как проводника этого учения, как реализующей силы отрицается и отторгается. Отторжение традиционных форм дает в распоряжение ньюэйджевца огромное количество "материала" (идей, авторитетных источников, техник, артефактов) разных традиций, культур и эпох. И это изобилие подводит нас к центральной ценности в Нью Эйдж - свободе интерпретации известного материала в соответствии со своей картиной мира и набором ценностей как важной форме индивидуального творчества и самореализации. Как направление оно уникально именно тем, что выдает не само цельное и стройное учение, а набор-конструктор "Сделай сам" или же мозаику "Сложи, как считаешь правильным". При этом вполне допускается возможность пополнения этого набора любыми другими произвольно избранными кусочками. С точки зрения добавления материала, свобода адепта почти безгранична, поле для его творчества беспредельно. Теоретически каждый может придумать "своего" бога (и быть его пророком), "свою" космогоническую и космологическую модель, как бы выкладывая мозаику идей, фактов, субъективных ощущений. Ситуация усугубляется тем, что далеко не все адепты осознают разницу между знанием и информацией. А между тем, знание, в отличие от информации, имеет структуру. Разница такая же как между готовым домом и грудой стройматериалов - для создания жилища мало сложить плиты, кирпичи, трубы и рубероид в один красивый коллаж; их придется очень аккуратно собрать в строго определенном порядке. Поэтому в большинстве случаев нет никакого толка в обилии информации (в том числе и "эзотерической") если человек не имеет навыка систематизации и внятного набора понятий. Доступ к информации (даже "эзотерической"), таким образом, совершенно не означает обладания эзотерическим знанием. Многие адепты черпают огромные объемы информации из разных, не связанных между собой, источников, а затем вынуждены решать проблему организации всего этого в систему. Постмодернизм как стиль мышления хорошо работает лишь с разборными конструкциями, потому информация в Нью Эйдже ценится гораздо выше системы знаний. Однако, как говорится в старом советском фильме, "нет ничего невозможного для человека с интеллектом"… Известно о деятелях XX века, придумавших свою религию - это Рон Хаббард, основатель дианетики, это также Джеральд Гарднер, один из родителей Викки; авторам этих строк случилось услышать о необходимости создания новой религии от тогда еще будущих отечественных деятелей славянского неоязычества. Таковой процесс является для многих если не смыслом жизни, то по крайней мере - созданием направляющих для личностного развития и духовного роста. Ведь если индивиду ясно, "каков бог", каковы его намерения относительно людей в целом и как устроен мир, то, разумеется, и собственный путь видится гораздо яснее. Последнее, конечно же, справедливо не только для последователей Нью Эйджа, но и для последователей других религий. Однако есть нюанс, который позволяет взглянуть на явление немного иначе. Как уже отмечалось, в отличие от ряда традиционных систем, у адепта Нью Эйджа практически нет ограничений по используемому материалу (что, конечно, дает достаточно свободы хорошо образованному и эрудированному человеку), но стиль мышления должен быть именно постмодернистким. Он же предполагает отрицание рамок, деструкцию, "нестрогое" мышление, стиль интеллектуальной игры, релятивизм. Именно в выборе техник интерпретации и стиля мышления заканчивается интеллектуальная свобода. Все имеющееся изобилие материала протаскивается через игольное ушко одного лишь интеллектуального течения (справедливости ради скажем, что именно через это ушко верблюды могут проходить шеренгами). Однако многие наблюдатели или же участники вовсе не замечают тех ограничений, которые накладывает постмодернизм в качестве стиля мышления или же не считают подобные ограничения за недостаток. Так работа крупных европейских оккультистов и эзотериков дали Нью Эйджу теоретическую основу, а интеллектуальный метод постмодернизма - метод. Позитивное мышление, магический инструментализм и инфантилизация Большинство современных ответвлений Нью Эйджа используют три безусловно привлекательных инструмента препарирования реальности. Это позитивное мышление, магический инструментализм и инфантилизация сознания и поведения. Позитивное мышление дает возможность отстраняться от проблем, "верить в лучшее" и не задумываться о трудностях, например, не строить планов по их разрешению; оно также "помогает справляться" с внутренними конфликтами путем их вытеснения. Дальнейшее его развитие идет разными путями и связывается в ряде течений и практик с магическим инструментализмом: в этом случае субъект пытается "активным образом" воздействовать на свою судьбу, сильно и твердо желая чего-либо или наоборот, демонстративно отказываясь от желанной цели, в надежде обмануть мироздание. Магический инструментализм Нью Эйджа использует не таинственные ингредиенты колдуний и не сложные ритуалы оккультистов, а обыденную деятельность разума, эмоций и привычек обывателя, которым придается сакральное значение. "Думать о чем-то" правильным образом или "делать, не привязываясь к цели", чувствовать что-то или не чувствовать, придумывать и совершать простейшие символические действия в суеверном ожидании удачи и счастья и т.д. оказывается магическим актом. Отличие в последнем ньюйджевых от бытовой магии именно в индивидуальности придуманных обрядов или же в сугубо ментальном (умозрительном, а не действенном) его воплощении. Завершает триаду ходовых инструментов инфантилизация сознания и поведения. Первое легко достигается ориентацией на приятные чувства как эквивалент духовности ("блаженство", "радость и счастье" и т.д. вне зависимости от способа их достижения или качества) и на приоритет впечатлений (ощущений, эмоций, переживаний и чувств) вместо постепенной организации когнитивного (познавательного) пространства в результате выборов и решений внутреннего диалога. Второе активно поддерживается идеологами и лидерами "асоциальных" направлений развития духовности как общий способ быть "независимым" от тщеты бренного и лукавого мира, полного лживой искусственности: "дай людям то, что они хотят, не делай, а изобрази делание", "избегай серьезности, ты перестанешь быть радостным как дитя", "не связывай себя обязательствами" и т.д. Нью Эйдж преимущественно предлагает приоритет чувств над разумом, сердца над хладной головой, впечатлений над осмыслением, текущего момента "здесь и сейчас" над памятью и целевыми задачами. Исключительность интерпретаций индивидуального опыта требует участия наставника и со времен Е. П. Блаватской в Нью Эйдже прочно закрепляется авторитет и личный культ учителей - гуру, тем более мелких и незначительных, чем более уникальна микро-традиция, к которой они принадлежат или которую сочинили. Традиция поклонения духовным учителям легитимизирована в "восточно-ориентированных" учениях, а в "западно-ориентированных" ей "противостоят" аналогичные авторитарные культы харизматических личностей. Чем выше степень неизвестности материала, тем больше опасности воспринять фантазию за реальность. Сила воображения (под предводительством авторитетного наставника) трансформирует не только малоизвестную мировую историю и суть экзотических религий, но и личную историю последователя. Неудивительно, что во многих течениях следует "отказаться от личной истории" или "взглянуть на себя другими глазами", обычно с обесцениванием прежних целей, достижений и радостей, какими бы они ни были и идеализацией других, произвольно выбранных, в соответствии с текущей идеологией духовного лидера. Этот метод "нового взгляда на свою жизнь" в сочетании с обесцениванием реальности в угоду представлению об идеалах и достижимом любому человеку счастье сильно повлиял и в известной степени развратил и современную психотерапию. В сочетании с исключительным вниманием к детству и детско-родительским отношениям клиентов (это наследство психоанализа) методы практического инструментализма, направленные на удовлетворение инфантильной и потребительской веры во все "лучшее для клиента", причем не прямыми, а символическими и очень опосредованными способами (наследство уже аналитической психологии), поставили современную психотерапию на грани с нью-эйджевой эзотерикой. Однако и тут есть обратная сторона. Иллюзии непременной достижимости личного счастья противостоит фатальная обреченность связанности со всеми деяниями семьи и рода. Это взлет маятника нью-эйджевой психологии (также всеядной и падкой на впечатления, как и все массовое течение Нью Эйдж) прочь от индивидуализма и веры в счастливое будущее. Речь идет о популярной, сформировавшейся на стыке христианской идеологии, архаических верований, практик групповой психотерапии и спиритуализма, технике системной семейной расстановки по Б. Хеллингеру. В ней структура семьи и рода рассматривается как единый организм с непреложными (заданными родоначальником учения) правилами. Зачастую это приводит к безумной оргии бессознательных фантазий участников действа: о семейных инцестах, детоубийствах, адюльтерах, абортах - часто на фоне феерических исторических событий. Однако и это восприятие, обусловленное в наибольшей степени прошлым (как и все потомки психоанализа), оказывается отказом от реального вызова настоящей жизни. Вновь мы видим завороженность глубинами не столько Истории, сколько Бездны Бессознательного. Привычка эпохи Просвещения в обнаружении "белых пятен" здесь оказывается ловушкой для безудержной фантазии. Казалось бы, что в противовес индивидуалистическому Нью Эйджу, эта идеология оказывается максимально анти-индивидуалистичной и анти-потребительской. Но в рамках групп вся индивидуалистичность Нью Эйджа оказывается обманчивой - единственным авторитетом такой группы будет ее лидер, ведущий; в то время как у группы нет никакой опоры на базовую систему представлений или знаний, кроме той, что дает глава "общества". Массовость потребления "духовной пищи" сильно снижает требования к теории и самим методам. Наиболее ходовыми товарами оказываются известное имя, вера в чудеса и "пожирание впечатлений", наиболее редкими - представление о единых методах или критериях истинности результатов, связь с реальностью, сохранение и развитие социальной адаптивности. Но от реальности прочь бежит "человек Нью Эйджа". Дауншифтинг - социальный идеал Нью эйджа, в то же время экономическое существование его течений целиком зависит от адептов, все еще сохраняющих тесную связь с обыденной реальностью. Для последних это сиюминутное вкушение экзотических лакомств, которое не должно стать привычным или трудноперевариваемым, да и никто не ставит такой задачи. Сложности могут быть, но тогда они компенсируются высокой стоимостью участия - как невкусный, может быть вредный, но дорогой ужин в модном ресторане. Побеги в духовности по больше части предназначены быть легкими, быстрыми, не оставлять следов, но требовать возвращения; при этом не обязательно к одному и тому же методу или течению, в Нью Эйдже все они взаимозаменяемы и дополняют друг друга. Краткий спектр популярных направлений в течении Нью Эйдж Здесь мы сочли познавательным сделать небольшой обзор наиболее распространенных или заметных по своим особенным качествам направлений Нью Эйджа. Гуманистическая астрология или астропсихология Большинство значимых символически систем так или иначе были переосмыслены в духе идеологии "новой эры" и приспособлены для "расширения сознания", бесед с мирозданием, выявления плохой кармы и прочих увлекательных вещей. В духе теософии астрология была переосмыслена Аланом Лео и, уже упоминавшейся нами в начале статьи, Алисой Бейли. Забвение астрологических принципов в начале XX века было настолько полным, что многие идеи модерн-астрологии утвердились без сопротивления и все те теософские принципы, о которых мы говорили, были применены к астрологии. Последняя оказалась очень подходящей для сопровождения духовного роста адепта и была создана новая философия астрологической работы. Модерн-астрология исходит из предположения (вполне теософского и вполне соответствующего духу Нью Эйдж), что каждый человек совершает восхождение по лестнице личной эволюции и астролог суть его проводник на этом пути. Мало кто может спорить с тем, что люди в процессе жизни развиваются, осваивают какие-то навыки, сталкиваются с трудностями, приобретают опыт и реализуют себя. И подавно никто не хочет двигаться по пути жизни в темноте, многие сочтут разумным посветить себе фонариком. Этим фонариком и была астрология на протяжении веков. Что же изменилось? Почему надо было отвергнуть то, что хорошо работало? Д. Радьяр в своей книге "Астрология личности" объясняет причину: "Астрология сводилась к обыкновенному предсказанию судьбы и имела дело с конкретными событиями. Но события сами по себе не важны. Важно значение, которое мы им придаем. Только после обретения значения в центре нашей души, события становятся реальными. <...> Мы, следовательно должны знать, каковы мы сами, а не какие события могут с нами случиться". Это классическое ньюэйджевое смещение акцента с объективной реальности в пользу субъективного восприятия. Возможно кому-то такое смещение акцентов покажется незначительным, но в астрологии речь идет о смене методологических эпох. Вместо фонарика нам предложили рентгеновский аппарат. Хотя последний, бесспорно, очень современная и, при определенных обстоятельствах, весьма полезная вещь, однако он совершенно не предназначен для прогулок в темноте. Согласно новой астрологической философии, каждый человек рождается с определенным потенциалом, а в ходе жизни должен расти и развиваться, покоряя вершины духовных уровней. Его жизнь будет становиться все лучше и чище по мере развития (этот посыл получил свое окончательное оформление в идее уровней "проработки" планет/знаков/домов). Таким образом, клиент является учеником, а мироздание (Вселенная, Абсолют) выполняют педагогическую роль, проявляя свою волю при помощи планет, звезд и иных объектов. В этих новых принципах работы астролог мог быть проводником даже не по миру реальности (которая объявлялась глубоко вторичной!), а по внутреннему миру клиента. Поскольку примат духовного (тонкого) мира сомнению не подвергался, и зависимость мира материи от мира духовного считалось доказанной, то, естественно, предметом изучения в новой астрологии становилась не обыденность, а духовная сущность человека, его внутренняя жизнь. Таким образом, астрология "новой волны" могла гордиться тем, что не опускается до таких мелочей, как предсказывание событий. Стала стремительно вырабатываться новая терминология и изобретаться новые, подходящие к задачам, методы и, буквально в течение нескольких десятилетий, на руинах старой астрологии выросло современное здание, мало чем напоминавшее предшественника. Концентрация на внутреннем мире клиента практически обрекала новых астрологов на попытки породниться с психологией. Подобные усилия предпринимались и Аланом Лео, но самые значимые шаги были сделаны Дейном Радьяром, который использовал теории Юнга для окончательного закрепления за астрологами территорий душевной (духовной) жизни и сопровождения процесса индивидуации: "Гуманистическая астрология по существу имеет дело с проблемами сознания. Она основана на философии сознательного восприятия. Она требует от каждого индивидуума, чтобы он воспринимал, каким он потенциально является - в целостности, без приклеивания каких-либо этических ярлычков "хорошее-плохое", "удачное-неудачное" и т.д. Это означает, что человек должен воспринимать карту рождения такой, как она есть, и быть полным решимости осуществить все, что заключено в ней. Но то, что заключено в карте рождения, должно быть увидено в полностью новом, нетрадиционном свете, в осознании того, что каждая карта выполняет существенное назначение, все имеют ценность, и что он, как олицетворяющий ее индивид, сам является этим назначением, каким бы оно не было и как бы общество или родители не рассматривали его ценность." (Д. Радьяр "Астрология как Карма-йога") Если астролог прошлого выдавал информацию отталкиваясь от запроса, то астролог новой формации способен (должен хотя бы попытаться) подвести почти любой, даже самый практический запрос к проблеме самосовершенствования клиента и необходимости покорения новых духовных уровней. Астрологическая картина мира прежде формировалась под влиянием теологии. Потеря христианством своих позиций, сделала неизбежным забвение религиозных основ старой астрологии. Дошло до того, что со времен Лео и Радьяра только ленивый не пинал традиционную астрологию за приземленность (ведь она ориентирована на объективную реальность, на события) и материализм. Разрыв с христианством и изменение стиля мышления, сделало создателей новой астрологии совершенно невосприимчивыми к сути астрологических принципов, завязанных на теологию. В движениях небес задолго до А.Лео и Д.Радьяра видели промысел Бога, а изучение астрологии всегда предполагало стремление познать божественную волю. Посему никакого более высокого смысла в якобы приземленную область знания, реформаторы не привнесли. А вот замена личного Бога Абсолютом, включение в астрологическую работу новых понятий (заимствованных из теософии и теорий К. - Г. Юнга), концентрация на внутреннем мире и личной эволюции - все это действительно требовало серьезных реформ традиции, выработки совершенно иных принципов астрологической работы и новых методик. В течение нескольких десятилетий появилось множество вариаций модерн-астрологии и по сей день возникают астрологические школы с собственными оригинальными подходами и наработками (яркий пример - Гамбургская школа астрологии). И на настоящий момент есть основания для оптимизма, поскольку параллельно развивались и другие перспективные астрологические школы, не затронутые Нью Эйджем и продолжавшие астрологическую традицию, а в конце XX века начал возрождаться интерес к астрологии Нового времени и к средневековой (арабской) астрологии. Хотелось бы надеяться, что эти ветви астрологического дерева не будут поглощены Нью Эйджем, а будут развиваться в духе астрологической традиции и в дальнейшем составят конкуренцию фактической монополии астропсихологии. Неоязычество и Викканство Неоязычество, как реконструкция языческих верований, в западном мире имеет два основных корня. Первый это течение "фолькхистори", мифологическое поэтическое осмысление истории своего народа и края, случившееся в последней трети XIX века в Европе. Второй - мистические опыты оккультных орденов того же периода главным образом с древнеегипетским пантеоном, но также и с кельтской низшей и забытой высокой мифологией (проводимые, например, Йейтсом и его соратниками) и даже позже преданные презрению и воплощенные в ритуалах фантазии нацистских оккультистов о нордическом мифе и мире. В плодородной для произвольных верований почве Нью Эйджа оба корня опростились, но пошли в рост. Неоязычество в настоящее время представляет собой два направления: индивидуальные, произвольные верования индивидов, способные сочетать представления о различных религиозных и мифологических традициях, воспринимаемых как образный ряд и обычно групповые верования, сочетающиеся с ритуальной религиозной практикой, с одной стороны тщательно реконструируемой, с другой - полностью зависящей от влияния и личных воззрений лидера. К последней разновидности относятся неоязыческие общины скандинавского толка (т.н. религия Асатру) и славянские родноверческие общины. Викка - неоязыческая религия современного ведьмовства, которая базируется на фантазийной исторической реконструкции матриархата и/или ведовских культов Европы. Современное неоязычество это удел городских жителей, далеких как от традиционной культуры предков, так и от сезонных сельскохозяйственных циклов, которым, тем не менее, придается ключевое значение в реконструкции архаической обрядности. В редких случаях прямолинейная данность образа (сюжета, символа, ритуала) интерпретируется через внутреннюю, интрапсихическую реальность. К. Кастанеда и его учение Учение Карлоса Кастанеды было очень популярным в России в 1990-е годы XX века и, хотя в настоящее время оно сошло практически на нет, но является крайне достойным описания. Легендарным источником "учения тольтеков", посредником при передаче которого объявил себя писатель К. Кастанеда, стал некий старый индеец дон Хуан и его соратники. Позже к К. Кастанеде присоединились несколько других авторов - женщин, которые поддержали строительство его мистификационного "магического мира". Если начиналась мистификация в модных в эпоху хиппи наркотических откровениях (первая книга вышла в 1968 году), то постепенно она пришла к философскому описанию мира, в котором бренная реальность и социальные отношения это ничто, и лишь истинные маги, великие существа способны преодолеть ограничения этой реальности. Мистификация и ее учение обладало изрядным обаянием и привлекало людей молодых и социально/эмоционально неопытных или же более зрелых, но дрогнувших перед кризисом и эпохальным разворотом мира для пост-Советского пространства в 1990-х. Основной целью магической жизни в учении Кастанеды является осознание, в противоположность эмоциям, межличностным отношениям, иному взаимодействию с реальностью; это культ индивидуализма, воли и самоконтроля (при допущении употребления наркотических веществ, галлюциногенов). Среди методов предлагается "стирание" т.е. отказ от личной истории; избавление от "чувства собственной важности" т.е. отказ от социальной или личной самоидентификации (в реальности происходит подмена реальной социальной идентификации абстрактной формой "мага" в рамках этого учения); прекращение внутреннего диалога, т.е. на самом деле отказ от реального осознания и рефлексии; "контролируемая глупость", т.е. пренебрежительное и временами инфантильное отношение к любой социальной необходимости; избавление от любых распорядков и правил - в рамках борьбы с враждебным настоящему "магу" реальным и бренным миром. После смерти родоначальника направления, его последователи преподнесли неофитам неисключительную (сравним подобные же верования касательно Любавичского Ребе в современном хасидизме) легенду о том, что "на самом деле он не умер". Тантра и телесные практики Исторически Тантра - одно из религиозно-мистических направлений в индуизме, сфокусированное на двуединой (мужеско-женской) природе мира и соответствующими магическими и ритуальными манипуляциями с оными энергиями, доступными человеку. В течении Нью Эйдж Тантра лишилась всяческого религиозного подтекста и смысла, став синонимом сексуальных, зачастую групповых, опытов, потому мы будем называть ее нео-тантра. При этом все возможные опасения, или сомнения потенциальных участников разрешаются общими словами и призывами к мировой гармонии. Одним из лозунгов современного Нью Эйджа является "принимайте себя таким, каков вы есть", а в данном случае простодушному в духовности, но хитрому в житейском опыте обывателю предлагается относиться к своей "сексуальности" как самому источнику сакральности, а к себе как к "мистерии многомерных энергий", что в теории непременно даст способность мужчине удовлетворить любую женщину, женщине - получать непрекращающийся оргазм, а всем вместе - почти вечную молодость, а на практике возможность удовлетворять свои телесные нужды без смущения и обязательств, как на основе бескорыстного любопытства, так и материальной заинтересованности. Неотантра зачастую сводится для адептов к идеям "секса для здоровья" и весьма туманным представлениям о покорении неких духовных высот. Однако в определенном смысле тантрические занятия при подходе "секс для здоровья" способны нанести гораздо меньше вреда, чем при отношении к ней как к духовной практике. Акцент на телесном начале в неотантре есть логичное развитие полемики с ортодоксальными религиями, где телесное воспринималось "низким" (по положению в структуре человека) и источником слабостей, переходящих в пороки. Напротив, в неотантризме (как в большинстве течений Нью Эйджа) культивируется восприятие тела как чисто положительного (позитивного) ресурса или даже источника духовной силы. Основные сомнения и даже враждебность вызывает разум, точнее, та его часть где располагается критическое мышление. Для сравнения - в ортодоксальных религиях тело может служить базой для духовных упражнений (это обиталище души адепта), поэтому его надо держать в работоспособном состоянии, но и только. Неотантра противоположна христианству (и другим ортодоксальным) в первую очередь из-за потакания чувственной природе человека, из-за идеализации этой природы природы и привязку духовного совершенствования именно к ней (что нонсенс). Традиционная иерархическая структура человека "чувства-разум-дух" (характерная даже для индусов) в процессе практик неотантры нарушается и искажается. Это возвышение чувственного (животного) начала над разумным (т.е. собственно человеческим), к сожалению, характерно для многих течений НЭ. Даже в норме животная часть человека стремиться к телесным удовольствиям (комфортным условиям) и восстает против всего, что может этому помешать. Разум потому и стоит выше, что может вывести волю из-под контроля чувственного (т.е. животного) начала и переориентировать человека на иные цели, не связанные напрямую с обеспечение выживания/комфорта/размножения, которые главенствуют в животной части. Кроме того, далеко не все практикующие современную тантру разделяют соответствующие представления о двуединстве мира, поэтому в лучшем случае (когда человеку не наносится вред) тантрические занятия превращены в сексуально окрашенную гимнастику плюс набор упражнений на концентрацию/расслабление. В целом, пропаганда сакральности тела - общее место телесно-ориентированных нью-эйджевых практик. Прямолинейность абсурдных и общих, но непременно позитивных утверждений зовет к пылкой преданности и обещает все блага мира: внезапную гармонию духа и тела, счастье, любовь, способность творить свою судьбу, моральное, физическое и душевное превосходство. И тут трудно не вспомнить христианское описание соблазнов Дьявола… © Косорукова Ю., Бедненко Г.Б., 2011 Данная статья является авторской. Неразрешенная публикация запрещена.

Ответов - 2

halina: "Скандинавское неоязычество это современная реконструкция представлений о древнем скандинавском язычестве, а не непрерывная продолжающаяся традиция. Это объективная реальность. Вопрос в том, на чем строятся современные представления и практики неоязычества. В какой-то степени это всегда будет "личное откровение" лидеров групп или авторов книг. В остальном, степень "ньюэйджевости" (как маркера) можно определить по остальным, приведенным у нас в статье критериям (отношения с судьбой, отношения с миром и т.д.). Например, до какой степени выражена эклектика: в неоязычестве это обычно попытки смешать скандинавскую, славянскую, кельтскую языческие культуры в полном отрицании исторического влияния, например, христианства на скандинавское же позднее язычество и источники; до какой степени авторы или лидеры групп представляют свои системы аргументированно и выстраивают внятную структуру, или же ориентируются лишь на "метод откровения", декларацию, пафос и апломб. Мне также интересно, будут ли отечественные неоязычники отмечаться в дискуссиях злословием, выдаваемом за остроумие, и голословными обвинениями, более чем аргументами. Так будет выстроен портрет группы, так будет задан стиль публичного поведения (ведь лидер задает поведение своих последователей). И об этом тогда тоже можно будет говорить. Современная мистика и эзотерика, духовные течения будут иметь те или иные черты НЭ. С этим следует смириться. Это воздух нашей эпохи. Невозможно выстроить отдельную резервацию, где воздух будет чище и радостнее, тем более на базе сугубо реконструированного духовно-религиозного течения. Однако очищаться от скорлупы Нью Эйджа необходимо. Это можно сделать или через ориентацию на оставшиеся достоверные интеллектуально-практические традиции (на настоящий момент это в западном мире традиционная астрология, которая начала возрождаться с середины 1990-х и сугубо иудейская традиционная каббала, которая развивается своим ходом - и тоже не без соблазнов НЭ, в виде течения Лайтмана-Берга). Или же на строительство своих мистико-магических теорий и систем, которые пройдут через огонь и воду обсуждений, дискуссий, опытов времени". Что же до уверений неоязычников в том, что "Современное скандинавское язычество имеет образцы священных текстов - это песни так называемой "Старшей Эдды", и как раз отличается от НЭ тем, что придумывать собственную мифологию и священные тексты этим людям не надо. Есть и язык, соответствующий, или максимально похожий на язык той поры - исландский. Не случайно Асатру признана официальной верой германских народов в Исландии, Дании и Норвегии, как этническая религия, но вовсе не НЭ", то на это можно возразить следующее: 1. Эпические песни и священные тексты это две разные вещи. Скандинавская религия не была "религией книги", в отличие от аврамических религий, где действительно все религиозное строительство шло от текста и буквы. Потому сама идея - сугубо заимствована из иудео-христианской религиозной культуры. Об остальном я уже сказала выше. 2. Асатру - современная реконструированная религия. И как раз возможность ее культивировать человеку любой национальности говорит о ее принципиальной не-этничности.

halina: Все-таки скандинавское неоязычество, задавая идеологическую планку "викингов, людей прошлого" (субкультуры довольно дикой и варварской, скажем прямо) и вне принятия морали и этики, выстраданных современной высокой культурой (с высокой литературой, театром, опытом истории, привычкой к рефлексии в конце концов) скатываются в узко-групповые, псевдо-общинные группы подросткового типа. И нету там патриархальных лидеров, заботящихся о своем социальном лице, о социальном облике группы. Властвует подросткового типа толпа, поделенная на группировки. В лучшем случае выстраиваются группы по принципу семейно-родового подчинения. Меня же в Скандинавской теме уже не привлекает язычество, ни в нео-форме, ни в исторической; нет уже восторга перед целой культурой (есть времена, культура и нравы куда более интеллектуально и эмоционально питательные); не привлекает характерный типаж эпохи. Однако остается та героика и принятие Судьбы - это есть в исландских сагах. Это также способность выйти за пределы своего узкого мира и познать мир много больший. Руны - как отдельный пласт магического мифовещества (это для меня уже вне времени). Меня привлекают уже только вот эти, довольно абстрагированные представления и идеалы. Никоим образом не общинный строй, земледельческие порядки и ритуалы восхваления тогдашних божеств. Мы можем вдохновляться героями прошлого, но не строит пытаться дурно копировать их не лучшие или уже не нужные привычки. :) Признание своей судьбы - это также и признание своего времени и актуальных вызовов своей эпохи. От этого не спрятаться в игрушечных домиках своих "духовно-общинных резерваций" или клубов по интересам.



полная версия страницы