Форум » Ссылки и обсуждения » Тамар Рос, Иеhуда Гельман. Влияние феминизма на еврейскую ортодоксальную теологию » Ответить

Тамар Рос, Иеhуда Гельман. Влияние феминизма на еврейскую ортодоксальную теологию

halina: Влияние феминизма на еврейскую ортодоксальную теологию http://www.machanaim.org/philosof/feminism/t-ros.htm Тамар Рос, Иеhуда Гельман [Перевод - Хана Ар-Шалом Редакция - Пинхас Полонский] [Подзаголовки, а также фразы и замечания в квадратных скобках добавлены в текст редактором перевода] Часть 1 [Столкновения в области теологии] [1.1. Обычно считается, что столкновение феминизма с “Еврейством Торы” происходит в области практики, т.е. закона и обычаев] [1.2. Однако, по нашему мнению, главное столкновение феминизма с классическим иудаизмом происходит не в Галахе, а в области теологии: феминизм угрожает вере в то, что “Тора дана с Небес”] Часть 2 [Этапы развития религиозного феминизма] [2.1. Начальное развитие феминистического мышления: от “борьбы за свои права” - к утверждению необходимости женской компоненты в ценностном рассмотрении жизни общества и истории] [2.2. Развитие религиозного феминизма. Первый этап – осознание несправедливости того, чтобы в описании женщины ограничиться мужским подходом к ней] [2.3. Второй этап: борьба за равноправие, издание женской религиозной литературы и участие женщин в выработке Галахи] [2.4. Третий этап: выявление того, что многие классические религиозные концепции являются “мужскими”, а не “универсальными”, и для исправления этой однобокости переход от восприятия “Бог-Он” на восприятие “Бог-Она”, - и, соответственно, мира не как “Его творение”, а как “Ее порождение” материнства и помощи как формы Служения, переход от “подчинения Богу” к “сочувствованию Ей” и т.д.] [2.5. Феминистический подход способен очистить наше восприятие Бога от элементов “духовного язычества”, кроящихся в чисто мужском (и потому ограниченном) восприятии Бога, в мужских языково-религиозных формулировках молитв и т.д., и сделать наш монотеизм более всеобъемлющим] Часть 3 [Проблема “мужского” характера Текста Торы] [3.1. Ортодоксальный еврейский религиозный феминизм пока не идет дальше “исправлений мелких анахронизмов”, не замечая, что уже сама постановка вопроса о “патриархально-мужском” характере Традиции таит в себе разрушительный потенциал] [3.2. Если сам текст Торы отражает патриархально-мужской взгляд, то она не универсальна – а тогда разве может она быть Божественной?] Часть 4 [Суть вызова, брошенного феминизмом, и предыдущие неудачные ответы на этот вызов] [4.1. Феминистическая критика Текста Торы, как “мужского, лишь рядящегося в одежды универсальности” - это судьбоносный поворот истории, острый вызов, способный как разрушить веру, так и (в случае достойного ответа) удвоить ее силу] [4.2. Подход Бубера и Розенцвейга: “диалектическая теология” - попытка спасти Божественный характер Торы, объявив ее текст “записью (в рамках культуры того времени) истинных переживаний встречи человека (и народа) с Богом”] [4.3. Подход Филлис Трайбл (протестантский): новое феминистское прочтение “привычно-мужских” историй Писания. С еврейской точки зрения такой подход не может быть принят, т.к. а) он не учитывает Устную Тору; б) он не подходит к законодательным аспектам] [4.4. Формулировка вызова феминизма ортодоксальному иудаизму: одновременно и признать некоторую культурно-историческую обусловленность Текста Торы; и при этом сформулировать теологию Божественности Текста Торы] Часть 5 [Теология “продолжающегося откровения” и ее предпосылки в еврейской философии, в Агаде, в Каббале и у р. Кука] [5.1. Идея “продолжающегося” (а не “одноразового”, в древности) Божественного откровения, которое продолжает возвещать “из горла” хода истории и процесса развития культуры. См. у Ш’ла] [5.2. “Женские” аспекты Агадической литературы (образы и переживания женщин); Кабалы (Бог “рядом”, “внутри”, растящий, кормящий мир – а не “над” миром, “управляющий”), женская символика в Кабале как “круг” (= равенство всех), а не “луч” (= иерархия); Мирьям как “праведность изнутри, не нуждающяяся во внешнем” (“колодец”)] [5.3. Рав А. И. Кук: критика (теистического) монотеизма, подчеркивание многогранности проявлений Бога в мире, Бог как “вдыхающий жизнь во все” - что корелирует с феминистической религиозной картиной мира] [5.4. Таким образом, внутри традиции уже есть основы для феминистического восприятия Торы как продолжающегося откровения] Часть 6 [Разработка и детализирование аспектов “теологии продолжающегося откровения”] [6.1. Различение (проводимое в Мидраше и Зоhаре) между совершенной высшей “Превечной Торой” и не полностью совершенной земной “Письменной Торой” (что затем открывает возможности для концепции “уточнения”)] [6.2. Кабалистическая концепция семи вселенских периодов (“шмитот”), в каждой из которых происходит дальнейшее “продолжение раскрытия” Превечной Торы, через новое ее прочтение, обусловленное соответствующим характером (сфирой) данной шмиты] [6.3. Проявления в иудаизме концепции “определяющего влияния человеческой инициативы на волю Всевышнего”: Мидраш о [возможном] изменении Моисеем слов Торы; назначение царства (в книге Шмуэля) в ответ на просьбу народа; р.Кук и ребе из Сохачева о влиянии спонтанных народных движений на Галаху. Народ Израиля есть “потомки пророков”, и они определяют формы проявления Божественного влияния] [6.4. Новые (даже “чужие”) идеи как форма, содержащяя внутри себя “даваемый нам свыше стимул для развития” (р.Кук); и даже восприятие невозможности соблюдения некоторых заповедей, как проявление исправляющего Божественного Провидения] [6.5. Исходя из этого, мировой феминистический процесс должен быть осмыслен как часть “продолжающегося откровения”] Часть 7 [Ортодоксальный религиозный феминизм: не отрицание прошлых концепций, а аккуратное их дополнение и построение нового уровня на их “плечах”] [7.1. “Продолжающееся откровение” может столкнуться с Галахой ( и это уже есть даже в рамках Хасидизма). Чтобы распознать истинное “Откровение”, следует придавать вес лишь таким общественным “прорывам”, которые “лично не заинтересованные” и “спонтанные”] [7.2. Концепция “продолжающегося откровения” вполне может уживаться с прежней классической концепцией “одноразового откровения”, в рамках одного общества] [7.3. Каждая из сфирот включает в себя предыдущюю “на новом этапе”, поэтому приверженцы модернистской теологии должны с уважением смотреть на творцов классической теологии, ибо на ней они выросли] [7.4. В прежних (сегодня кажущихся нам неприемлемыми) духовных моделях, поскольку они нашли свое место в традиционном иудаизме, есть не менее проявление Божественности, чем в моделях сегодняшних] [7.5. Ценность патриархальности классических еврейских текстов и ортодоксального образа жизни физиологически обусловлены отличиями в психологии: мужчина требует доказательный внешний успех, а женщина – внутреннее созревание; потому сохранение некоторых аспектов патриархальности более ценно, чем безоглядный феминизм] Часть 8 [Дать достойный ответ на вызов феминизма - учтя его, но и сохранив преемственность традиции] [8.1. Уважение к традиции и отождествление себя с нею абсолютно необходимо для полноценной религиозной жизни] [8.2. Если традиция (патриархальная, по своему характеру) смогла выжить – то не иначе, как по Высшему намерению, и не надо лихорадочно пытаться срочно во всем перестроить ее] [8.3. Однако, как патриархальная традиция – проявление Бога, так и феминизм – проявление Бога. Феминизм не враг традиции, а вызов для нее, испытание и стимул к развитию] Часть 1 [Столкновения в области теологии] [1.1. Обычно считается, что столкновение феминизма с “Еврейством Торы” происходит в области практики, т.е. закона и обычаев] Феминизм – это движение, которое ведет борьбу за общественное и юридическое признание того, что в современном мире нет места для “классической” иерархической концепции, согласно которой мужчина управляет обще

Ответов - 1

halina: Часть 6 [Разработка и детализирование аспектов “теологии продолжающегося откровения”] [6.1. Различение (проводимое в Мидраше и Зоhаре) между совершенной высшей “Превечной Торой” и не полностью совершенной земной “Письменной Торой” (что затем открывает возможности для концепции “уточнения”)] В Мидраше рассказывается, что Тора существовала “до Сотворения Мира” и являлась “архитектурным планом” Творения. Кабала взяла за основу этот Мидраш и разработала подход, различающий эту “превечную Тору” (“Тора Кдума”) от той Письменной Торы, текстом которой мы располагаем. При этом, даже и после Сотворения Мира “превечная Тора” сохраняет свой совершенный духовный характер, тогда как наша Тора (т.е. Письменная Тора) воплощает эту “превечную Тору”, но в несовершенной форме. Высшая, превечная Тора должна одеться в более грубые “одежды”, чтобы стать доступной и понятной смертным. Земная Тора скрывает Тору высшую, т.к. та может проявиться только через качество сокрытия.33 [6.2. Кабалистическая концепция семи вселенских периодов (“шмитот”), в каждой из которых происходит дальнейшее “продолжение раскрытия” Превечной Торы, через новое ее прочтение, обусловленное соответствующим характером (сфирой) данной шмиты] Итак, Мидраш говорит о том, что глас Всевышнего обращается к каждому человеку “по мере его восприятия”, и даже к Моисею (несмотря на то, что Бог обращается к нему прямо) – “по мере его восприятия”34. При этом среди кабалистических течений есть и такое (по крайней мере одно), которое разрабатывает идею “продолжительного раскрытия высшей Торы” через новые прочтения, обусловленные местом и временем.35 Вселенское время делится на семь последовательных периодов, или, как они названы в Кабале, шмитот, каждый из которых соответствует одной из семи нижних сфирот hа-биньян [они же “мидот”, т.е. хесед, гвура/дин, тиферет/рехамим и далее]. Поэтому буквы высшей Торы имеют разное прочтение в каждую из этих шмитот и складываются по-разному в зависимости от качеств той сфиры, которая преобладает в данном цикле. Таким образом, Тора всегда остается той же самой абсолютной Божественной Торой, но ее смысл в каждой из шмитот являет только одну из стадий того глобального процесса, который продолжается на протяжение всех шмитот. Нашей шмите предшествовала шмита Милосердия (хесед), которое воплощает принцип всепроникающей и всеобъемлющей распространенности, без какого либо ограничения и разделения. Поэтому Тора этой шмиты не облечена в форму заповедей.36 Мы же живем во время шмиты строгого Суда (дин), воплощающего принцип ограничения и разделения. В ней йецер hа-ра (злое начало) получает возможность реального существования, и поэтом



полная версия страницы