Форум » Статьи Галины Бедненко » Бремя человека и искушение всепринятием » Ответить

Бремя человека и искушение всепринятием

Admin: Галина Бедненко Бремя человека и искушение всепринятием Бремя техногенной цивилизации и умирающая природа стали привычным штампом "зеленых" движений и отдельной медийной тематикой. Недавно нашумел фильм Дж. Кэмерона "Аватар", преподнося эту идею в качестве манифеста, отчаянного призыва эгоистичному миру потребления и инструментализма. Идеальным образом, Небесным Иерусалимом в нем предстает планета Пандора, на которой все живое находится в биологическо-душевном симбиозе. Это идеальное "материнское" все-принятие противопоставлено "отцовской" социальной иерархии и техногенной псевдо-жизни в металле и пластике. Идет борьба щедрой и чуткой Матери против холодного и жестокого Отца. Границы должны быть уничтожены, говорят ее сторонники: мы все - одно целое и каждый прекрасен сам по себе. Иногда это называют толерантностью. "Улыбнись врагу, и он станет тебе другом" - призывы, когда-то уравновешивающие железную поступь империалистического патриархата, стали ловушкой недеяния, социального эскапизма и душевной инфантильности нынешних поколений. Зачем что-то осознавать, делать сложный выбор - если можно довериться надежде на единение со всем миром? И допускать, уступать, соглашаться+ в потребности сохранить иллюзорно-прекрасный идеал всеобщего согласия и равенства. И оставить все силы к сопротивлению. А когда этот чудесный мир внезапно поставит нас перед новой реальностью, вы не выразите никакого протеста ("ведь мы все уважаем друг друга, тогда к чему спорить?" и пойдете махать флажками на очередной прайд-парад, где всем просто и весело, не так ли? Принятие любого как родного, "просто таким, какой он есть", страх перед оценкой и ограничением разлагают любую сложную социальную систему. Предложения инфантильного существования, где государство (или "богатые белые спонсоры" исполняет функции "доброго родителя" ведет к социальному эскапизму, потребительству, паразитированию. Приоткроем правду. Материнское всепринятие это лишь один полюс принципа, второй - отвержение "чужого", разделение "своих" и "не своих". Потому мы с легкостью видим непримиримый и подчас коварный, бунт "любителей свободы" или "защитников природы" против своих врагов. Так организация защитников животных платит деньги многодетной матери-одиночке, чтобы та своим примером рекламировала контрацептивы для домашних питомцев. Есть ли здесь вообще место этике?.. Регулирование материнской сферы влияния действительно происходит в процессах приближения - отдаления, кормления - некормления (потому Сорока в детской считалке кашу варила, да не всем дала ;). Но этот аспект обычно вытесняется из современной мифологии борьбы Великой Матери против Великого Отца: всепринятие видится прекрасным светлым знаменем одной стороны и "расизм, шовинизм, дискриминация" черным флагом другой. Если же отстраниться от демонизации "иерархической власти", то выяснится, что огненный факел - с отвращением брошенный в фильме Кэмерона девушкой на'ви в воду - это и есть символ человеческой цивилизации. Прирученный человеком огонь, добытый древнегреческим Прометеем, это свет сознания, осмысления себя и окружающего мира, различения реальности от зыбких теней. Это также инструментальный огонь, полезный для поддержания хрупкой в диких, первобытных условиях, человеческой жизни. Мы не живем на иллюзорной Пандоре (в сказочной Утопии), Земля - мир борьбы за существование, и это удел человечества, который придется признать, и за который необходимо взять личную ответственность. Каждому человеку, по мере его личных сил и достижений. И для этого нам нужны цивилизационные критерии, которые помогут сделать выводы о прошлом, предугадать последствия в будущем, отвергнуть бесполезное и вредное. Потому тут место не текущим впечатлениям (а фильм Камерона бьет точно в цель своей аудитории - по непосредственным чувствам и ощущениям; "Я хочу жить там, на Пандоре", - слышали мы от поклонников фильма), а осознанию и смыслу. Жизнь человечества невозможна без цивилизации, без вызовов и ответов, признания ошибок и новых решений, соблюдения равновесия и дерзких изменений. Человек не станет личностью, не принимая на себя ответственности за осознавание происходящего, но также за свои поступки перед собой и другими. Стать частью инстинктивного роя, тупого стада, хищной стаи не так сложно. Но это означает - перестать быть человеком.

Ответов - 0



полная версия страницы