Форум » Статьи Галины Бедненко » Рецензия на книгу А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы». » Ответить

Рецензия на книгу А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы».

halina: Галина Бедненко Рецензия на книгу А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы». – М., Иерусалим: Мосты культуры - Гешарим, 2006. Александр Владимирович Рыбалка, секретарь «Международного Гиперсионистского Движения», автор художественной (детективной и фантастической) литературы, а кроме того, согласно его личной странице в Википедии, книг нон-фикшн, например «Не будь фраером!» (Книга-Сефер, 2008) и «Бизнес по-еврейски: грязные сделки» (Там же, того же года). Кроме того, эта разносторонняя личность решила немножко раскрыть нам тайны каббалы. Книга А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы» вышла в 2006 году и, к нашему удивлению, была переиздана в 2009. Лучшее, что можно сказать о книге – она издана на хорошей бумаге и приятна наощупь. Есть, правда, один принципиальный момент относительно самого издания, заметка издателям: необходимо давать начертание еврейских букв, а не их названия, потому что само начертание имеет значение и лучше запоминается как образ, в отличие от буквенной расшифровки имени. Вернемся к автору и тексту. «Путеводитель по миру каббалы» содержит 26 глав, названных «путешествиями», 24 + 2 в Приложении, ради приятных нумерологических соответствий. Я приведу здесь некоторые названия глав, а также характерные отрывки из них, чтобы и читатель рецензии увидел уровень полета мысли и почувствовал прелесть познаний автора просветительско-каббалистического опуса. 2 путешествие. Что такое сфирот. «Когда мы говорим, что человек «сотворен по образу и подобию Божьему», мы, разумеется, имеем в виду не то, что у Бога есть руки, ноги и нос…» (с. 36) «… книгу «Каббала для носорога» представить себе невозможно. Каббала требует довольно серьезного развития мозгового аппарата» (с. 40). 3 путешествие. Четыре мира. «Ангелы – колоссальная духовная сила. Сейчас появились разного рода «мистические ордена», в которых якобы практикуется вызывание ангелов. В лучшем случае это безобидная, хотя и глупая игра, в худшем – игра с плачевным результатом: ваш мозг не сможет выдержать появления духовной сущности из высшего мира, и вас ждет либо психушка, либо кладбище» (с. 50). 4 путешествие. Душа Адама. «Тут я хочу напомнить своим читателям, что душа – не материальный объект, который можно разделить на ограниченное число частей. Душу можно делить сколько угодно» (с. 60). «Сказал он мне… но, хотя у меня и нет души Моисея, учителя нашего, все-таки я обладаю достаточной скромностью, чтобы не разглашать, что он мне открыл» (с. 72). 6 путешествие. Яблоко каббалы. Язык и ассоциации в каббале. «Я еще не начал объяснять, а бдительные читатели уже могут меня спросить: «Как это Малхут сравнивают с устами? Выше мы говорили, что Малхут это яблоко…» В этом кажущемся противоречии и кроется смысл изучать каббалу до сорокалетнего возраста. Каббалисты имеют дело с аллегориями и метафорами, а человеку, знания которого неустойчивы, очень легко перепутать символ с тем, что он символизирует». (с. 90) 9 путешествие. Духовные практики каббалы. «В качестве упражнения попробуйте позаниматься гитбоненутом отдельно. Я уверен, что во время этого процесса вам в голову наверняка придут интересные и важные мысли» (с. 130-131). «Однако мы добрались до высот, до которых вряд ли доберется мой читатель. Пока довольно будет размышлений над строками книги по каббале и медитаций над буквами еврейского алфавита. Это уже немало и способно принести ученому человеку огромную духовную пользу» (с. 141). 16 путешествие. …Правильное питание по каббале. «Всего обычаев, связанных с едой, тысячи – их не перечесть. Но главное, чему учит каббала – правильное отношение к питанию» (с. 204) 17 путешествие. Практическая каббала. «Есть ли какие-то средства для улучшения памяти? Сразу не припомнить… На самом деле есть, и много. Одно из них – никогда не оставлять книгу, которую вы изучали, открытой… Говорится в старинных книгах, что к такой книге подходит черт по имени Элиезер Сар га-Дапим, Элиезер Князь Страниц <…> прочитывает то, что вы только что учили, - и из вашей головы полученные знания улетучиваются» (с. 219) Каждая из глав труда А. Рыбалки как будто посвящена отдельной теме, однако «бдительный читатель» действительно обнаружит многочисленные тематические повторения и отсутствие связной структуры изложения материала (хотя выбор велик, например, от общего к частному, или в хронологической последовательности, или от теории к персонажам и практике и т.п.). Уже ко второй половине книги главы становятся все короче, а в тексте все меньше не только осколков теории, но даже напыщенных историй, как будто автор утомился, однако же все больше суеверных наставлений и «откровений» из области, например, физиогномики и бытовой ритуалистики экстравагантного свойства. Безусловно, любопытствующий, не знакомый с традицией иудейской каббалы, сможет узнать несколько интересных историй (не раз повторяющихся на протяжении всей книги, и в том числе общеизвестных для образованных людей), а также составить общее мнение относительно методов и практик этой системы. Последнее знатоку и специалисту в иных символических и метафизических системах Западной культуры покажется вполне знакомым и естественным не только в рамках заимствования оккультными орденами последних веков из иудейской каббалы, но и в общем поле развития античной философии (неоплатонизма) и мистики, равно как и европейской магии Средневековья и Нового времени. Чтение несколько затрудняют многочисленные обращения автора к читателю на тему «вы все равно пока ничего не понимаете, мои маленькие друзья». Так автор не столько более чем снисходительно относится к своей потенциальной аудитории, что вызывает сомнение в его просветительских достоинствах, сколько выказывает собственную необразованность, незнание предмета, общую необразованность и путаность собственной мысли. Порой кажется, что он разговаривает сам с собой. Эта книга полностью не соответствует уровню современной серьезной отечественной книги по оккультизму (религиозной философии, метафизики). Вполне очевидна работа автора с различными источниками и литературой по теме. Однако ценные или хотя бы интересные сведения сильно разбавлены простецким авторским недоумением по поводу предмета. Невооруженным глазом видно его неумение отличать суть религиозно-философской системы от ее практического отражения не только в практиках, но и в бытовых суевериях. Автор не умеет говорить языком современного символического описания душевной, духовной или же общей метафизической (если речь идет о Душе и Духе микрокосмоса) реальности. Этого мало, автор не умеет объяснить материал даже так, как понимает его сам. Возможно, он вообще его не понимает. Его познания в иных, смежных оккультных и магических теориях, астрологии и алхимии, просто ужасающи, точнее, их нет, и автор несет полный бред. Позор издательству, другого не скажешь. Смешно и обидно другое. Отечественные пытливые любители каббалы (те, кто писал восторженные рецензии на книгу на масонских форумах) во-первых, не способны определить вялость и тухлость духовного продукта, что говорит о болезни как мыслительного, так и духовного тела рецензентов, во-вторых, очевидно, вообще не занимаются и не разбираются в мистической традиции, теории и практике Запада. (с) 2010

Ответов - 0



полная версия страницы