Форум » Статьи Галины Бедненко » Метод Таро-драмы: драматическое путешествие Героя по Старшим арканам » Ответить

Метод Таро-драмы: драматическое путешествие Героя по Старшим арканам

halina: Галина Бедненко Метод Таро-драмы: драматическое путешествие Героя по Старшим арканам Карты Таро появились в Италии периода Возрождения и воплощают в своих образах символический ряд той эпохи. На протяжении XVI -XVIII веков колоды Таро распространились по Германии, Фландрии, Швейцарии, впитывая в себя наиболее выразительные изобразительные метафоры. К концу XVIII века Таро становится детищем коллективного бессознательного и творческого созидательного начала целых эпох и народов. В эпоху Просвещения систему Таро замечают и переосмысливают исследователи и оккультисты. С этих пор иконография Таро намного в большей степени становится продуктом творческого созидательного авторского начала, однако структура и порядок остаются практически неизменными. В настоящее время семантическое развитие системы Таро происходит как через осмысление структуры через набор символических соответствий, так и через результат повторения художественных смыслов, воплощенных разными авторами. Старшие арканы представляют собой 22 карты, изображающие изначально (то есть с известных нам времен) определенный сюжет или персонажа. Их иконография повторялась веками, превратившись в достаточно устойчивые клише или стереотипы, напитанные особым смыслом. Старшие арканы в наше время обозначают архетипические силы: персонажей или сюжеты. Архетипы именно в юнговском понимании: стихийных сил коллективного бессознательного, а не ролевые архетипы пост-юнгианцев (ролевыми архетипами будут Придворные карты, до той или иной степени). Это мощные Голоса и Сценарии, которые завладевают людьми - и ситуацией в целом - и которые можно лишь пережить, в единении или сопротивлении, идентификации или проживании процесса. Но прекратить их существование или влияние - невозможно. Ровно так же, как увидеть сквозь них реальность. Ряд современных исследователей Таро усматривают соотнесение порядка Старших арканов с мифологическим рядом этапов индивидуации или "пути героя", или же жизненного цикла человека в целом. Хайо Банцхаф привязывает этот путь к системе Дж. Кемпбелла, другие авторы, в частности Тереза Михельсен, ориентируются на собственные представления. Мы тоже рассмотрим этот порядок как линию развития классического символического сюжета. 0. Шут. Невинный дурак, обычный герой сказки начинает свое героическое путешествие. В некоторых случаях его успех будет зависеть целиком от "дурацкой" непосредственности и простоты. (Но, забегая вперед, скажем, что тогда герой доходит лишь до X аркана, Колеса Фортуны.) 1. Маг. Главный герой обучается некоему навыку или же проявляет какую-то удивительную способность. Также возможно его обучение у какого-то мастера или встреча с "инициирующим магом", превращающим простака в иное существо. Ряд сказок и символических историй могут закончиться на этом этапе. Это будут истории об удивительном достижении мастерства. Об этом повествуют часто местные легенды: жил- был простой парень, а потом с ним случилось невероятное и он стал кем-то другим. 2. Верховная жрица. В истории героя это может быть появление волшебной и таинственной помощницы, непознанной по своей природе. Герой еще не слишком искушен, чтобы знать правду или понимать действительность. Таинственные старушки у воды подходят для роли Верховной Жрицы как нельзя более. Главному герою эта встреча дает опыт контакта с мистическим неизведанным, обусловленным, вместе с тем, своими правилами и собственной осмысленностью. 3. Императрица. Эта карта может обозначать как благодетельную женскую фигуру в истории героя, так и любой другой опыт получения щедрого принятия и благоволения. И это важное переживание, необходимое для успешного продолжения пути. 4. Император. Эта карта обычно означает верховную власть и подчиненную ей структуру. Пока сила принадлежит королю или царю. Но задачей героя признание этой власти и встраивание в общую структуру (свою личную власть и силу он получит потом). Как фигура отца вступает в жизнь ребенка за фигурой матери, так и отцовские фигуры в Таро идут следом за материнскими. Это конец частной жизни и вступление в социальную структуру. 5. Иерофант. Иерофант появляется в сказках и символических историях в качестве учителя и наставника. В ряде культур его значимость огромна: это мистический учитель, гуру или наставник в науках, волшебник, бард. "Иерофант" дает герою представление о правилах, традиции и некоей человеческой общности. 6. Влюбленные. Герой уже обладает всеми ресурсами для самостоятельного выбора. Это момент выбора и решения, иногда - встречи со своей будущей парой. Основной смысл состоит в расширении своего опыта за счет "присоединения" нового аспекта реальности. 7. Колесница. Здесь герой или героиня пускается в путь, одержимый идеей, задачей, целью. Или же оказавшись несомым, ведомым некоей неведомой силой. 8. Справедливость или Сила. Справедливость часто представляет серию заданий или проверок героя на понимание им правил; иногда их необходимо соблюдать, иногда нарушать. Ответа заранее неизвестно, ошибка же в любом случае будет провинностью. Это может быть испытание доброты или твердости, честности или хитрости. Таким образом, герой сам выстраивает себя и свой дальнейший путь. В ряде сказок после удачного выполнения задания следует счастливая развязка: герой доказал свою адекватность в социуме. Но так бывает не всегда, и система Таро предлагает дальнейшее странствие. На этом месте может стоять и карта "Сила". Тогда герою предстоит силовое испытание, что тоже входит в представление о решающем подвиге этого этапа. 9. Отшельник. Эта карта вновь может представиться в виде мудрого помощника, но на этот раз герой уже понимает, о чем идет речь и о том, кто он или что от него требуется. Также понимание этого может придти и самостоятельно. Неудивительно, что осознание приходит после испытания себя VIII аркана, но также это может быть и удрученное, печальное осознавание последствия ошибки предыдущего этапа и поиск нового решения. 10. Колесо фортуны.

Ответов - 0



полная версия страницы