Форум » Статьи Галины Бедненко » Психопатия (социопатия) в культуре и обыденности » Ответить

Психопатия (социопатия) в культуре и обыденности

Admin: Галина Бедненко Психопатия (социопатия) в культуре и обыденности (Статья написана в рамках совместного с Ю. Власовой проекта, посвященного исследованию психопатии.) Мифология Обыкновенно, миф рассказывает о строительстве человеческого Космоса в противовес животному или чудовищному Хаосу. Но есть существа, способные вписаться в любой порядок, любую систему или даже принцип ее отсутствия, но при этом играть будут только за себя. Они будут отдельными и отделенными, даже будучи плоть от плоти любого сообщества. Собственно это и не дает сразу их выделить из других, а также поверить, что таковое их кардинальное различие действительно реально и возможно. Древнегреческая мифология, ясно и очевидно различавшая человеческое и цивилизованное от чудовищного и хаотического, отчетливо описывает выстраивание отчетливых границ между сознанием и бессознательным, а также конфликты и вторжения, настоящие войны этих могучих сил. Несмотря на существование сонмищ ужасных чудовищ, она сохранила память об ужасных деяниях совершенно, казалось бы, обычных индивидов. Которые вновь и вновь совершали свои злодейства, без всякого страха быть наказанными и вне любого другого мотива кроме своего причудливого или импульсивного желания. Семейство Тантала: созвездие характеров Тантал был царем горы Сипил во Фригии, сыном Зевса от Плуто, дочери фригийского царя Гиманта, а по другим версиям - океаниды Плуто, дочери Океана и Тефиды, сестры многих других речных и морских богов и богинь, "волоокой Плуто". Вторая версия происхождения его матери дает нам намек на стихийную, водную, переменчивую, произвольную в своих желаниях природу Тантала. О детстве, супругах и жизни до и кроме преступлений его известно немного и версии эти весьма противоречивы. Так говорят, что он похитил и совратил Ганимеда, младшего брата Ила Фригийца и что отцом его был вовсе не Зевс, а божество горы или лидийский царь Тмол, когда-то судивший музыкальное состязание между Аполлоном и Паном (тут мы тоже вспоминаем конфликт между упорядоченной гармонией музыки Аполлона и безумным экстазом Пана; позже разрыв будет заполнен Дионисом, двойником Аполлона, чьим спутником станет и Пан). Зевс как отец Тантала объясняет их последующую дружбу; Тмол как его родитель вновь напоминает о столкновении культуры и стихии, сознания и аффектов в споре Аполлона и Пана (впрочем, Тмол посчитал, что выиграл Аполлон). Супругой Тантала была гиада Диона, дочь Атланта. После гибели брата Гиаса, вместе с другими сестрами она умерла от горя и Зевс превратил их всех в звезды созвездия Тельца; по другой версии так были вознаграждены сестры за то, что вырастили юного Диониса (как раз перед тем, как он сошел с ума); по третьей - гиады были старухами, но Медея превратила их в юных нимф. Выбор такой супруги для Тантала неслучаен: все три истории о гиадах связаны с разрушением идентичности - смерть от горя, воспитание безумца (да, безумие на него якобы наслала Гера, но воспитывали как раз до этого - гиады) и возвращение цветущей юности после опыта старости. Если немного пофантазировать, то можно подумать, что тут Тантал выбирает женщину, которая не в силах справляться со своими эмоциями, плохо знает себя и находится за шаг до безумия. Эта преувеличенная идея нам еще может пригодиться (особенно про "возвращение молодости"). Другой женой Тантала называют Эврианассу, речную нимфу, дочь бога златоносной реки Пактола (и кроме уже отмеченной сильной водной стихии, должно быть это было выгодное супружество). Известность Танталу принесли его деяния "вдруг и сразу". Он был одним из немногих любимцев богов и, несмотря на то, что был смертным, посещал их пиры на Олимпе, где вкушал божественный нектар и амброзию. Он стал похищать и припрятывать божественную пищу, чтобы похвастаться ею на пирушках со смертными друзьями. Говорят, он украл золотого пса из храма Зевса на Крите и дал ложную клятву, что не имеет отношения к этому, то есть совершил клятвопреступление. Но совершил он и куда более страшное злодеяние: для того, чтобы проверить узнают ли боги о его проделке, он убил и приготовил в качестве застольного блюда своего сына Пелопса. Боги в ужасе отказались от угощения, и лишь Деметра, горюющая по своей похищенной дочери Коре, случайно съела кусочек. Зевс возродил Пелопса заново, а вместо съеденного кусочка, ему сделали плечо из слоновой кости. За это верховный бог олимпийцев осудил Тантала на наказание в царстве Аида (или в Тартаре). Тот стоит по горло в прозрачной воде, вечно томимый жаждой и голодом, но стоит ему наклониться, как вода превращается в черную грязь. Над его головой свисают сладкие, спелые фрукты, но только он протянет руку, как внезапно налетевший ветер поднимает ветви. По иной версии, он висит в бездне и над ним нависает огромная скала, постоянно угрожая раздавить его. А сын его Пелопс был взят на Олимп, где стал любимцем Посейдона. Благодаря коням, которые дал ему Посейдон (и вероломству возницы его будущего тестя), он выиграл брачное состязание и получил руку Гипподамии. Однако за предательство возницы заплатили злым роком и потомки Пелопса. Двое его сыновей, по наущению матери, убили последнего и любимого сына Пелопса - Хрисиппа, но Пелопс раскрыл преступление и изгнал виновников из царства. Имя Пелопса было дано впоследствии полуострову Полопоннес. Славным потомком Пелопса был великий герой - полубог - Геракл. Ниоба, дочь Тантала известна своим хвастливым соперничеством с Лето из-за детей. Она похвалялась, что родила много больше прекрасных сыновей и дочерей чем богиня, за что была наказана Артемидой и Аполлоном, детьми богини, которые расстреляли из лука всех ее детей. Ниоба же от горя превратилась в камень, но не переставала проливать свои слезы… Судьба дочери Тантала возвращает нас к судьбе его матери, по одной из версий, Дионы. Древние греки вообще очень тщательно относились к мотивам повторения судьбы внутри рода. Бротей - сын Тантала, был скульптором и поклонником экстатической Матери Богов, Кибелы - Реи, чье изображение он изваял в камне на горе Сипил. Он был прекрасным охотником, однако воздать почести Артемиде, которая за это лишила его разума. Закричав, что ему не страшно никакое пламя, Бротей бросился в горящий погребальный костер и погиб в огне. Низшая мифология: оборотни Оборотнями называют существ, способных оборачиваться из зверя в человека и наоборот. Их природа двойственна: они выглядят как люди с людьми, но внезапно способны стать зверем. Мы предположили, что именно они в коллективном мифологическом сознании стали отражением как психотического, так и психопатического типов. Наиболее известными в европейской культуре и фольклоре стали оборотни-волки (реже, но все же достаточно устойчиво на севере - медведи). Это самый популярный класс существ - оборотней. Такие люди называются волкодлаками и вервольфами (на славянский и на немецкий манер, соответственно). Превращение в волка упоминается также часто, как и превращение в медведя и иногда они смешивались. (Волка и медведя объединяет также эротическая символика). Образ волка тесно связан с мужскими военными братствами многих культур и народов. Полагают, что в древние времена инициация молодых воинов могла состоять в их магическом превращении в волков (особенно, если обряд происходил с применением наркотических или опьяняющих веществ), которые должны были некоторое время жить вдали от поселений "волчьей жизнью". Боевая дружина, военный мужской союз традиционно сравнивается с волчьей стаей. Волк - вор, убийца, насильник, душитель в глазах потенциальной жертвы и символ воинской доблести в глазах воина. Сам воин - волк, его противники - овцы, козы и тому подобные травоядные. Связываясь с мужскими военными союзами, волк легко становится символом "внезаконности". Воинский мужской союз в любом случае предполагает некоторый разрыв с семейными родовыми связями и общепринятыми законами; так образуется свое воинское "братство". Не случайно кровное побратимство было так широко распространено у скандинавских дружинников и викингов в целом. Воин - волк, оставшись не у дел, выйдя на покой, покоя обычно не обретает, а становится преступником, преследующим своих жертв и преследуемым самим. Так берсерки ("медвежьи шкуры", но их вполне можно называться и "ульвсерки" - "волчьи шкуры") становились обидчиками вдов и нежных дев, а также похитителями чужих наследств в исландских сагах. Но и таких волков - преступников находили и убивали. Уничтожение злых берсерков даже ставится в заслугу некоторым героям саг. Мужчины, обращающиеся волками, встречаются в исландских сагах и это представлено, как несколько необычное дело, но вполне вероятное. В "Саге об Эгиле" есть Ульв - хороший человек и добрый хозяин, но вечерами его клонило в сон, и он избегал людей. И люди поговаривали, что он оборотень, и называли его Кведульвом - "Вечерним Волком". Этот человек по сюжету саги обладает даром предвидения. Его действия подчинены не логике, рассудку или эмоциям, а внутреннему чутью, "звериному нюху". Берсерки (элитная "гвардия" викингов) также часто бывали оборотнями. Они часто оказываются неприкаянными в обычной людской жизни. Бывшие берсерки мечутся как затравленные звери, временами убивая, оскорбляя или вызывая на поединки людей. Пока их самих не затравят, не обманут и не убьют. У скандинавов преступник часто представлялся волком. Лакомство волчье - падаль - глотал ты, брата убийцей был твоего, всем ненавистный в груде камней ползал ты, корчась и раны зализывал! ("Первая песнь о Хельги Убийце Хундинга", Старшая Эдда) В древней Исландии был своего рода юридический термин, обозначающий убийцу: композит, состоящий из двух слов "убийство" и "волк" ("мордварг"). Древненорвежские и древнеисландские законы различали разные типы убийств, в зависимости от обстоятельств и отношений между убийцей и убитым. Одним из самых тяжких оказывалось убийство беззащитного человека особенно после наступления темноты и попытка скрыть преступление. К такому убийце и относился вышеупомянутый термин "мордварг". И у славян преступник, в том числе вор, традиционно именовался "волком". Об этом пишет в связи с казнью князя Игоря известный исследователь В.Я. Петрухин. Тут есть и прямая ассоциация современников казненного князя древлян:"Аще ся въвадитъ волк в овце, то выносит все стадо". И как у вора рука может быть "доброй" или "худой", так и у реального волка может быть "хороший" зуб. После его нападения оставшиеся животные плодятся и живут здоровехоньки. Европейские фольклорные представления свидетельствуют о том, что волки-оборотни были все же людьми, обращавшимися в волка и могли становиться зверем как неконтролируемо, так и по собственной воле (осознанно, в здравом уме и вменяемости). Считалось, что неминуемо они превращались в волка под воздействием полной луны. (Удивительно, что страх луны отмечается и современными психиатрами у эксплозивных психопатов!) Вернув себе человечий облик, они как будто не всегда даже помнили, что творили в зверином обличье. Разбойники, убийцы и насильники встречались во все времена… Очень часто их метафорой (и даже самостоятельно принятым образом и символом) становился волк, особенно человек-волк. Внешне они люди, но внезапно превращаются в зверей и тогда в них невозможно увидеть человека. Они действуют не как люди… как звери, как чудовища… В японском, корейском и китайском фольклоре особенно популярны лисы - оборотни, японское название - "кицунэ". Кицунэ - не люди, а лисы или злые духи, умеющие обращаться в людей. Чаще всего они принимают облик красивой девушки или старика и обманывают доверчивость людей, создавая перед ними роскошные иллюзии, являясь им во снах и получая их жизненную силу, сводя их с ума и губя. Обычно у такой лисы даже в человечьем обличье есть проблема с тем, чтобы спрятать свой хвост: внимательный герой способен разоблачить обернувшуюся человеком не слишком осторожную лису, заметив ее хвост. Лисы - кицунэ часто злые обманщики, использующие свои магические шалости для того, чтобы помучать людей , кроме того - опасные соблазнительницы, высасывающие жизненные силы из мужчин. Исследователи психопатов (социопатов) отмечают, что среди этих людей встречается достаточно много индивидов, ведущих асоциальный образ жизни, без всякого постоянного места работы (в достаточно зрелом возрасте), без друзей и подруг, без эмоционально близких отношений… в том числе и тех, кто постоянно занимается проституцией. Это часто профессиональные (или даже от случая к случаю) жиголо и проститутки (или содержанки), живущие без эмоциональных привязанностей к партнерам и без реальной вовлеченности в регулярные отношения. Стоит заметить, что далеко не всегда женщины и мужчины, занимавшиеся проституцией будут определены как психопаты. Род занятий не является критерием для такого определения. Однако беспорядочные или бесчувственные (обычно, набор бесчувственных) сексуальные связи вполне может быть одним из признаков психопатической личности. Страсть к власти и выгоде движет ими, еще необходимость признания и любви… тоже как ключ к упоению властью, а также отмычка для социальной выгоды. Социальные маньяки, как представляется, чаще всего являются психопатами. Мания в таком случае - есть место концентрации аффектов в его омерзительном психическом мире... ________________ Статья полностью - [url=http://pryahi.indeep.ru/psychology/psychopaths_01.html ]http://pryahi.indeep.ru/psychology/psychopaths_01.html http://pryahi.indeep.ru/psychology/psychopaths_01.html [/url]

Ответов - 0



полная версия страницы